Современные системы энергосбережения, развитая сеть общественного транспорта и новые подходы к городскому проектированию должны сделать городскую среду удобной для проживания. Воплотить в жизнь международный опыт и наработки белорусских проектировщиков поможет государственно-частное партнерство.

Тематический семинар «MINSK SMARTCITY: концепция кластерного развития и привлечения «зеленых» инвестиций» прошел 13 октября в Минске. В форуме приняли участие представители государственных органов и бизнес-сообщества. Участники сошлись во мнении, что и бизнес, и власть должны двигаться навстречу друг другу.

Новая градостроительная политика

В Беларуси настала необходимость изменить подходы к проектированию городских территорий, считает Владимир ТАЙНИКОВ, ведущий инженер отдела устойчивого городского развития УП «БелНИИПградостроительства». По его словам, концепция умного города нашла свое отражение в новой редакции основных направлений градостроительной политики, которая недавно утверждена Указом Главы государства.

 Концепция умного города, которая содержится в новой градостроительной политике, будет реализовываться по таким направлениям, как переход от монофункционального зонирования города к интегрированной функциональной структуре, позволяющей сочетать выполнение на одной территории различных функций, — поясняет Владимир Тайников.

Также предполагается внедрить интеллектуальную систему управления жизнеобеспечением города на основе современных ИКТ и развивать объекты социальной инфраструктуры одновременно со строительством и реконструкцией транспортно-пересадочных узлов. Эти идеи найдут свое отражение в плане мероприятий по реализации новой градостроительной политики на 2017–2020 гг. Документ, после утверждения Правительством, должен стать ориентиром для создания отраслевых региональных программ, где уже будут определены сроки реализации проектов и источники их финансирования. В роли последнего задействуют механизмы Союзного государства, международных организаций, а также средства республиканского и местного бюджетов.

Владимир Валерьевич подчеркивает, что и новая градостроительная политика, и концепция умных городов должны отвечать современным мировым вызовам для городских территорий.

— Если мы хотим способствовать достижению международных целей по устойчивому развитию, наши города должны уменьшить потребление ископаемого топлива, материалов и ресурсов, развивая вместе с этим систему рециклинга с повторным использованием энергии воды и материалов. Ключевая стратегия достижения этих целей в области территориального планирования — внедрение интегрированной единой инженерной городской инфраструктуры, где система по сбору и удалению отходов взаимосвязана и влияет на функционирование систем управления водным хозяйством и энергетикой. Очевидно, что без развития умных технологий этого достичь невозможно.

Модуль вместо микрорайона

Эксперт привел пример удачной, на его взгляд, реализации подобных намерений на примере шведской модели. Район Хаммарбю вырос на территории заброшенной промзоны Стокгольма. Скандинавские проектировщики разместили здесь 25 тыс. жителей, построили 11 тыс. квартир и предусмотрели создание 35 тыс. рабочих мест. На этом месте реализовали целый комплекс «умных» технических решений — системы автоматического вакуумного мусороудаления, сбор и фильтрацию жидких отходов, получение биогаза из строчных вод и бытовых отходов. В застройке кварталов превалируют энергоэффективные здания и зеленые крыши. В результате городским властям удалось вдвое снизить основные виды вредного воздействия на окружающую среду по сравнению с другими районами, ранее построенными в Швеции.

Шведский опыт внимательно изучили и в Беларуси. На основе нескольких моделей экологичных поселений и международных рекомендаций по детальному планированию УП «БелНИИПградостроительства» в 2013 году разработало концепцию градостроительного модуля, органичной частью которого стали идеи умного города. Он представляет собой относительно автономный структурно-планировочный элемент площадью 15–20 га, территория которого по периметру ограничена магистральными улицами районного значения, а внутри разделена жилыми. Его отличительная особенность — компактная, плотная застройка, включающая производственные предприятия и объекты социально-бытового обслуживания, а также учебно-воспитательные заведения. Места для автостоянок предусмотрены преимущественно на подземном уровне, а первые этажи зданий предполагается отдать для общественных функций. Основная идея — уйти от традиционной градостроительной практики деления города на индустриальные зоны, безликие спальные микрорайоны с постоянным дефицитом социальной инфраструктуры и транспортными проблемами и удаленные рекреационно-ландшафтные территории. Напротив, новые модули позволяют создавать интегрированные городские районы, включающие небольшие безвредные производства, общественные центры и жилые кварталы. Внутри такого модуля предусматривается внедрение интеллектуальных систем управления жизнеобеспечением города. Например, вакуумного мусороудаления.

Экспериментальный проект ждет инвестора

— Данная модель легла в основу разработки нового экспериментального градостроительного проекта детального плана района Березовка в г. Бресте, — продолжает Владимир Тайников. — Он сможет вместить 7 тыс. жителей. Сейчас проект проходит стадию экспертизы и ждет инвесторов. Мы предусмотрели максимальную гибкость в применении различных систем. Насколько он будет удачным, зависит от того, как сработают инвесторы и местные власти.

%d1%80%d0%b8%d1%81%d1%83%d0%bd%d0%be%d0%ba8Основная цель преображения городской среды, по мнению эксперта — сделать ее максимально удобной для всех жителей. Поэтому в новой градостроительной политике решили отойти от узкой идеи создания безбарьерной среды для лиц с ограниченными возможностями в сторону универсального дизайна, пространства для всех. Практический пример реализации такой концепции — новый медицинский центр, проектируемый в Ждановичах. Здание не содержит ни одной ступеньки, зато оснащено единым пандусом для всех посетителей. Также Владимир Тайников выделил многоквартирные жилые дома, где реализована схема для слабовидящих людей с тактильными знаками, которые можно считывать на ощупь.

IT улучшит транспорт

— Сейчас наблюдается переход от восприятия города как самодостаточной замкнутой системы к идеологии комплексного и сбалансированного развития мегаполиса и пригородных территорий. Мы становимся мобильнее, и город сегодня в радиусе 30-50 км является единой инфраструктурной системой, — отмечает Владимир Тайников. — Поэтому важнейшей задачей становится повышение связанности территорий, опережающее развитие транспортных коммуникаций, что особенно актуально для развития Минской агломерации.

По словам эксперта, в сфере общественного транспорта скрыты огромные резервы для его рационализации при помощи ИКТ. Компьютеризация управления транспортными потоками, умные остановки, информационные терминалы, мониторинг работы общественного транспорта через GPS — это необходимая часть формирующийся IT-инфраструктуры города. В планах — сформировать многофункциональные общественно-транспортные комплексы в каждом крупном городе, где объединится транспортный узел с торгово-развлекательными заведениями. Здесь в качестве примера может выступить Центральный автовокзал г. Минска.

Для развития столичной агломерации проектировщики предлагают создать сеть экспрессных автобусных маршрутов и таким образом связать Минск с городами-спутниками, а на базе железной дороги — мультимодальные пересадочные узлы. Не лишним будет развивать альтернативные виды транспорта, например — скоростной трамвай, считают эксперты.

Минск также может позаимствовать идею «умного» проката велосипедов, которая при правильной организации сможет стать неотъемлемой частью городского транспорта. Речь идет о городском прокате велосипедов, который интегрирован с системами интеллектуального контроля. Причем подобное решение может быть использовано в 2-х вариантах: либо путем оставления монеты в залог в специальном устройстве, что реализовано в Швеции, где велопрокат считается социальной услугой и спонсируется муниципалитетом; либо при помощи покупки годовых абонементов через полностью автоматизированные терминалы, которые позволят воспользоваться двухколесным транспортом в течение 30 мин. Этого времени вполне достаточно, чтобы добраться до метро или крупного транспортного узла. Затем велосипед ставится на специальную стоянку. Так, например, поступили власти Чикаго. В любом случае, каждое решение ждет своего потенциального инвестора.

Государственно-частное партнерство в приоритете

%d0%b8%d1%80%d0%b8%d0%bd%d0%b0-%d0%ba%d0%b0%d0%bb%d0%b5%d0%bd%d1%87%d0%b0%d0%baТрадиционные методы госзакупок зачастую не позволяют преодолеть разрыв между имеющимися бюджетными средствами и потребностями жителей по развитию инфраструктуры. В условиях непростой экономической ситуации следует искать более совершенные источники финансирования необходимых социальных объектов, считает начальник управления экспертизы инвестиционных проектов Министерства экономики Республики Беларусь Ирина КАЛЕНЧАК. По ее словам, механизм государственно-частного партнерства может занять свою нишу в сфере экономического сотрудничества бизнес-сообщества и органов государственной власти. Соответствующий закон был принят в минувшем году и вступил в силу в середине текущего.

Его суть состоит в возможности передать строительство и обслуживание объекта частному партнеру. Государство создает переговорную площадку и проводит прозрачный тендер. Частник самостоятельно проектирует, строит и эксплуатирует объект. При этом речь не идет о приватизации — государственная собственность на возведенный объект сохраняется. Возврат инвестиций частному подрядчику происходит за счет компенсаций из бюджета и сбора платы с пользователей. На госорган ложится контроль качества предоставляемых услуг.

Государственно-частное партнерство несет пользу обеим сторонам. Для государства — это возможность планировать расходы по объекту в течение всего его жизненного цикла. К тому же частный партнер лучше может привлечь и инвестировать капитал, избежать убыточности и знает, как эффективнее использовать объект. Для него польза состоит в гарантированном возврате фиксированного объема инвестиций. Ключевым моментом, по мнению эксперта, должен стать раздел рисков между государством и частником. Государству следует взять на себя риски, касающиеся нормативно-правовой базы. Частник может нести риски по проектированию, превышению расходов над доходами и эксплуатации. Однако обе стороны рискуют в случае недостаточного спроса на услуги и форс-мажорных обстоятельств. Государство также готово способствовать доступу частника к кредитным ресурсам.

— Законом предусмотрено заключение трехстороннего соглашения с кредитором частного партнера, поскольку не каждый бизнес готов своими деньгами вложиться в проект, — обращает внимание Ирина Каленчак.

Государственные органы планируют самостоятельно искать частных подрядчиков для выполнения конкретных проектов. Условия по каждому такому проекту обсуждаются индивидуально. Однако и негосударственные экономические субъекты могут вносить свои предложения органам власти, как центрального уровня, так и местного.

Алексей КОНОПЛЕВ, ресурс сайта «СтройМедиаПроект».