Наша сегодняшняя собеседница видит больше многих из нас. В этом ей помогает наблюдательность и объектив камеры. Елена Дроздова снимает и монтирует профессиональные видео в разных уголках планеты и точно знает, где работается лучше всего. Говорим с ней об идеях сюжетов, вирусных роликах и о том, сколько стоит видео. Материал продолжает серию интервью с резидентами Imaguru – коворкинга в Минске.

– Лена, недавно ты начала свой новый проект – подкаст для фрилансеров «Фриланс без сахара». Значит, ты настолько фрилансер, что можешь учить этому других. Как ты сама стала работать на себя?

Так сложилось! Я работала по найму на руководящих должностях, но в какой-то момент поняла, что мне хочется большей свободы – финансовой и географической. И я переучилась из менеджера в техника – научилась снимать и монтировать видео. Это было несложно: я работала в компании, которая занималась видеопроизводством. Работы было много, и там я поняла, что когда в подчинении у тебя куча народа, это не они от тебя зависят, а ты от них.

На то, чтобы научиться действительно хорошо снимать и монтировать видео, у меня ушло 3 года. Но учусь я всё время, ведь технологии постоянно меняются. Если 5 лет назад можно было выехать видео в стиле «я снимаю говорящую голову», то сейчас любой человек может поставить напротив себя мобильный телефон и снять видео, и вызывать для этого съёмочную бригаду не обязательно.

Через 3 года я увидела, что могу позиционировать себя как серьёзного профессионала, который знает индустрию со всех сторон, в том числе – с технической.

Сейчас у меня есть эта свобода, о которой я говорила, и я могу работать в любой стране мира. Бывает, что я приезжаю в свою любимую Испанию, долго выбираю и снимаю квартиру. Прихожу в коворкинг, а там… неудобно работать: кривые столы, никто не говорит по английский, нет комьюнити. И тогда я понимаю, что основные силы нужно вкладывать не в поиск квартиры, а в поиск коворкинга! А квартира приложится. Потому что дома я работать не могу – дома надо отдыхать. Для работы рулит коворкинг.

А подкаст мы с моей подругой задумали как полноценный ресурс для фрилансеров. Мы не собираемся посвящать его вечному холливару «фриланс или работа по найму». Фриланс – большая тема, и говорить в её рамках можно много о чём. Например, сегодня мы записали выпуск о том, почему каждому фрилансеру нужно иметь свой видеоканал. А в будущем обязательно затронем темы продвижения, профессионального роста, организации труда и пр. Такой информации явно не хватало в Рунете, в частности, в формате подкастов.

– Почему же каждому фрилансеру нужен видеоканал? Неужели недостаточно «прокачанных» профилей в соцсетях и на биржах, сайта, блога?

Во время социальных сетей или ты продвигаешь себя и нарабатываешь социальный капитал, или тебе сложнее жить и выдерживать конкуренцию. YouTube – одна из социальных сетей, и очень важная. Тенденции таковы, что за ответами на ряд вопросов люди не идут в Google, а сразу на YouTube. Люди ленятся читать, и чем дальше, тем больше. А YouTube рассказывает и показывает, это для многих удобнее. Какие-то наглядные темы – вроде «как сварить борщ» – идеально раскрываются в видео-формате.

Для сегодняшнего подкаста мы придумали 5 персонажей с разными профессиями и покреативили, как можно использовать видеоканал в каждом случае. Взяли как очевидно визуализируемые профессии – стилист, так и совсем неочевидные – юрист или переводчик. Заходите, смотрите, вдохновляйтесь!

Ролик Елены об одном рабочем дне программиста:

– Возьмём среднестатистического фрилансера, который подумывает начать продвигаться с помощью видео-формата. На что ему рассчитывать? На какие затраты времени и денег?

Можно снять видео за 0 долларов на свой смартфон. Но есть моменты, когда не обойтись без профессионалов. «Говорящая голова» и серьёзный красивый ролик – принципиально разные явления. Бюджеты варьируются очень широко. Вопрос «сколько стоит видео?» похож на вопрос «сколько стоит машина?». Вам нужна ржавая тачка 1982 года выпуска или эксклюзивный кабриолет от Bentley?

Что касается затрат времени, о них тоже нельзя судить однозначно. Вы монтируете видео или нет? Работаете в студии или дома? Привлекаете к работе других людей? Делаете профессиональную озвучку или сами наговариваете на мобильный телефон? Как видите, обобщить нельзя.

– Далеко не все умеют снимать и монтировать, и не все хотят этому учиться. Как ты оцениваешь сервисы, которые позволяют создавать анимированные рисованные видео со своим текстом, своими простыми сюжетами? Обязательно ли в кадре должен быть специалист, или такие бизнес-мультики тоже выполняют свою задачу?

Если кому-то удобно работать с таким видео, и оно даёт результат, то почему нет? Можно вложить тысячи долларов в видеоконтент, который будет неэффективным. Эффективность видео – это тоже комплексный вопрос. Что вы хотели сказать этим роликом? Чего добиться? Как вы вложились в раскрутку?

Мне иногда пишут «У нас есть 300 долларов. Мы хотим постановочное кино на 40 минут, и чтобы оно само гуляло в интернетах».

Что тут сказать… Во-первых для такого хронометража и жанра постановки это в принципе нерелевантные цифры. Во-вторых, «само» ничего не бывает. Для того чтобы видео стало вирусным, нужно вложить усилия, и то не факт, что оно им станет.

Просто снять хорошее видео на хорошую камеру недостаточно. Хотя иногда достаточно снять плохое видео на плохую камеру. Парадокс? Есть вирусные видео, снятые на мобильный телефон в тёмных закоулках. Так что главное всё – и содержание, и качество съёмки.

Хорошо снимать можно и на мобильный телефон. Ролик Елены о производстве одежды в Перу подтверждает это:

– Один производитель кухонной мебели раздавал скидку на свою продукцию за то, что клиенты крушили свою старую мебель. Люди разбивали, взрывали, сбрасывали из окон свои шкафчики и тумбы, снимали видео этого и присылали компании. Как оцениваешь роль таких форматов в современном маркетинге? И где проходит граница между креативом и откровенным трэшем?

Это шикарный формат. Когда компания не вкладывает в контент ни копейки – люди сами ломают, сами снимают, сами постят видео – это здорово. На такие каналы пользователи охотно подписываются, зрелищность набирает охват. Креатив хорошо способствует узнаванию компанию, если к нему грамотно подойти. В итоге не должно быть так «какие-то чуваки крушили мебель, но мы не помним, для чего, и кто давал им за это 40% скидку».

Когда трэш выполняет свои функции, то он имеет право на существование. Если он собирает аудиторию, которая конвертируется в продажи / заказы, то вполне. Но лично у меня есть ряд тематик, с которыми я никогда не стану работать ни за какие деньги, равно как и неоднозначные жёсткие сюжеты.

– Мы сняли ролик, но на вирусность он не претендует. А просмотры нам нужны, и сделать из них воронку продаж тоже было бы неплохо. Как раскрутить видео?

Передо мной открыт документ, в котором я собираю все способы и шаги продвижения видео-контента. Сейчас в нём 82 шага, которые нужно сделать, для того чтобы видео оказалось выше в поиске, получило больше просмотров и подписок. Здесь и технические советы – где и как написать аннотацию – и рекомендации о том, как работать с соцсетями, указывать ссылки, использовать психологические уловки, партнёрские каналы и оффлайн-инструменты продвижения в конце концов… Вы идёте на конференцию? Отлично, наденьте майку с названием и адресом своего канала.

Видео от Елены об одном рабочем дне в Перу:

– Рано или поздно наступает время, когда идеи сюжетов заканчиваются, а инфоповодов нет. Как генерировать контент в таком случае?

Я не поверю, что бывают такие сферы и профессии, где заканчивается контент. Ну ведь что-то вы делаете в этой профессии долгие годы каждый день? Значит, есть о чём снимать. Когда наступают совсем идейно-кризисные времена, можно обратиться к своим клиентам – реальным или потенциальным – и делать выпуски ответов на вопросы. Но профессионалу (если он действительно профессионал) сгенерировать идеи контента не сложно.

Но и выкладывать видео-контент на канал YouTube часто и много далеко не обязательно для всех! Кому-то может быть достаточно 10 основных сюжетов, которые они будут периодически добавлять в презентации, показывать клиентам. Здесь нет универсальных правил.

Лично у меня каждое видео, подкаст и даже короткий отчёт даёт эффект. Как только я напоминаю о себе, мне сразу пишут: «Лена, нам нужно видео!». Пожалуй, мне в этом легче: есть наработанная клиентская база, и клиенты чаще приходят сами.

– Поделись секретами о том, как снять крутой ролик? Например, отчёт с мероприятия. Да так, чтобы все, кто его посмотрит, захотели прийти на следующий ивент.

Эти секреты становятся очевидными, когда вы посмотрите любой хороший отчётный ролик, который нравится вам самим. Почему мы не любим смотреть видео, в которых закадровый голос вещает «28 ноября прошла конференция такая-то… было очень интересно и весело… выступил директор предприятия». Потому что это скука!

Я люблю запускать какую-то «фишечку» в самом начале ролика. Чтобы придать видео заряд бодрости и создать интригу. Эмоциональность – одна из главных характеристик, которую нужно добиваться от видео. Чем она достигается? В первую очередь, правильно снятыми людьми. Если это весёлое мероприятие, мы должны снимать весёлых людей. В кадре должны быть лица, улыбки, объятия, рукопожатия. За душевными моментами оператор должен бегать по всей площадке, находить и сохранять их.

Очень важную роль играет музыка! Перед монтажом я трачу несколько часов на подбор удачных треков. Настроить грамотную смену музыкальных тем – это тоже отдельная наука.

Музыку для своих роликов я покупаю, и советую делать это другим. Есть удобные сервисы, на которых можно подобрать композиции любых жанров, длительности и настроения. Например, на Envato Market есть хорошая библиотека AudioJungle. Плюсы такого решения? Вы подбираете музыку, максимально релевантную содержимому ролика. Вас точно не забанят на YouTube за украденный контент. Треки будут качественными, без шумов.

В самой библиотеке YouTube есть разные варианты видео. Те, с которыми можно работать без ограничений, и те, которые можно использовать только с указанием авторства. А если ваше видео сопровождается популярной песней, которая вам нравится, его наверняка забанят. В будущем можно ожидать только ужесточения правового законодательства.

У меня было одно live-видео, в котором человек в машине говорил в сопровождении фоновых звуков, без микрофона. И тут по радио начинает звучать какая-то популярная композиция. Отрывок попал в итоговую версию видео, и того хватило: YouTube отключал трек, и мне приходилось переделывать видео. Помогают ремиксы известных треков – за них пока ещё не банят.

А вот в каком стиле делает Елена ролики с мероприятий: