Sorry, this entry is only available in Russian. For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.

Термин «стартап» уже стал привычным для современного предпринимателя. В Беларуси даже появилось специальное место, в котором стартапами занимаются профессионально. О том, что это такое и как достичь успеха, начиная новое дело, рассказывает координатор Imaguru Startup Hub Евгения ПУГАЧА.

— Imaguru Бизнес-клуб/Startup Hub существует с 2013 года. Для проекта это большой срок и показатель того, что он состоялся. С чего все начиналось? Каких успехов удалось достичь за это время?

— Imaguru мы открывали в первую очередь под себя, под свои проекты. Сначала появился портал bel.biz, ориентированный на малый и средний бизнес, потом компания разрослась. Коллеги много ездили по Европе, посещали конференции, такие как, например, The Europas в Берлине. Также они посетили около десяти берлинских стартап-хабов. Впечатлило. Это были не простые офисы, конференц-залы или аудитории для семинаров, которых хватает и в Беларуси, а удобные пространства для совместной работы (коворкинга). В них царила неформальная атмосфера, но при этом было видно, что люди постоянно работают, обсуждают свои проекты, развиваются.

В то время мы уже начали проводить в Минске тренинги и конференции, стали в Беларуси хостовой организацией глобального проекта «Всемирная неделя предпринимательства». Параллельно развивали стартап-сообщество страны, проводили различные семинары. Многие иностранные спикеры, приезжавшие к нам, интересовались, где в Минске можно пообщаться с предпринимателями, и ответить было нечего. Стало очевидным, что необходимо самим открывать площадку, которая объединила бы стартапы, предпринимателей, программистов.

Мы хотели сразу создать стартап-хаб, но понимали, что нас вряд ли поймут. Тогда немногие слышали о хакатонах, нетворкинге. Чиновники с завода «Горизонт», у которого мы арендовали помещение, не понимали, на каком языке мы говорим, когда речь заходила о стартапах. Те, кто краем уха слышал этот термин, считали, что стартаперы — халявщики, которые хотят получить миллионы ни за что. На слово «бизнес» была другая реакция — оно звучало солидно. Поэтому сначала мы открыли бизнес-клуб и лишь в этом году сменили вывеску на Imaguru Startup Hub.

— Мне доводилось слышать огромное количество определений стартапа. Какого придерживаетесь вы?

— В Европе и Америке этот термин понимается куда шире. Любую малую компанию с высокими рисками можно назвать стартапом, открываете вы магазин или сервис грузоперевозок. Мы определяем стартап как инновационную идею, реализуемую с помощью информационных технологий. Это позволяет, с одной стороны, ограничить круг потенциальных участников, с другой — отсеять большое количество людей, которые просто хотят заниматься бизнесом. Наш стартап-хаб ориентирован на тех, кто мыслит инновационно, глобально и занимается разработкой продукта в области IT.

— Можно ли говорить об определенной миссии Imaguru? Что представляет собой стартап-хаб?

— Можно сказать, что стартап-хаб — это место, в котором рождаются стартапы. Наш девиз: «Обучайся, развивайся, вдохновляйся, зарабатывай». Люди приходят на хакатоны, в коворкинг, встречаются на семинарах и мероприятиях, знакомятся. У кого-то есть идеи, у кого-то — навыки. В итоге формируются команды, начинается работа над проектом. Когда он готов, его представляют на конкурсе, чтобы выслушать замечания и советы менторов. Если выиграть конкурс не удается, нужно сделать выводы и заняться подготовкой другого проекта.

— Можете привести примеры удачных белорусских стартапов?

-— Конечно. В марте 2013 года мы проводили хакатон совместно с эстонской компанией Garage 48. У этой компании есть «фишка»: собирать прибалтийские стартапы и вместе отправляться на конференцию или хакатон. В тот раз также приехало много литовцев, латышей, эстонцев. И вот во время хакатона два белорусских программиста и один литовец придумали стартап Track Duck, который получил хорошие отзывы и высокую оценку экспертов. На следующий день к нам приехал финский акселератор (программа поддержки и развития стартапов) Startup Sauna, и участники Track Duck выиграли стипендии на дальнейшее обучение и помощь менторов в Хельсинки. Стартап стал активно развиваться. Несколько лет назад Track Duck назвали в Литве одним из трех лучших инновационных проектов года.

Ну и конечно, у всех на слуху MSQRD, известный как «Маскарад». Ребята принимали участие в хакатонах, конкурсах, в 2015 году стали лучшим стартапом, получили менторскую поддержку. Они не только много работали над созданием качественного продукта, но и делали интересные и запоминающиеся презентации, которые произвели впечатление и заинтересовали менторов и инвесторов. Как итог, стартап купил Facebook.

Еще один пример — Panda Doc, который тоже начинался как стартап. Ребята разрабатывали сервис, который помогал бы делать презентации. Сегодня это отдельная компания с многомиллионными инвестициями.

Можно вспомнить Splitmetrics, одним из сооснователей которого стал Евгений Невгень из «Маскарада». Сегодня у ребят офис в Сан-Франциско. Они начинали как стартап, разрабатывали сервис по увеличению конверсии мобильных приложений. В 2015 году получили инвестиции в размере 3 млн долларов от фонда Embria Ventures и почти сразу открыли офис в Сан-Франциско, чтобы выйти на мировой рынок.

— Насколько быстро можно раскрутить стартап? Что нужно сделать, чтобы он стал успешным?

— Для успеха необходимы желание, вера в свой проект и высокая работоспособность. Причем нужно не только разработать сервис или приложение, но и уметь представить его потенциальным инвесторам. Чтобы научиться успешно продавать свой продукт, приходится принимать участие в серии конкурсов и хакатонов, поэтому очень важно знание английского языка. При Imaguru мы проводили даже специализированные языковые тренинги, так как без английского языка не получится принимать участие в международных конференциях, общаться с менторами и экспертами. Мой совет начинающим стартапам: обязательно учите языки. В умении общаться лежит ключ к успеху.

Конечно, нужно как можно чаще принимать участие в хакатонах и конкурсах. Во время них можно обсудить свой проект с коллегами, выслушать замечания менторов, найти инвестора.

Сколько необходимо времени, чтобы «раскрутить» стартап, сказать трудно. Кому-то нужен год, кому-то — семь. Главное — быть целеустремленным, трудолюбивым и не отчаиваться. Большинство успешных стартапов строилось на «костях» неудачных проектов.

— Намечены ли на ближайшее время какие-либо конкурсы для стартапов в Imaguru?

— Пятого октября пройдет «Битва стартапов». Это крупный проект, который Imaguru проводит совместно с Startup Network. В Минске нас ждет 92-я битва.

С 13 по 19 ноября в Беларуси пройдет традиционная Всемирная неделя предпринимательства. Это очень большой проект, который может быть интересен не только стартаперам, но и представителям среднего и крупного бизнеса. В этот период можно будет посетить VII Международный форум предпринимательства, Investor’s Day и конкурс стартапов Bel Biz Battle.

— Что получат победители конкурсов?

— В первую очередь, конечно, уверенность в себе. Участие в конкурсе — это в любом случае опыт, отличная возможность «затестить» проект. Стартап-победитель получит признание менторов и экспертов, а это знак того, что проект успешный и если не в нынешнем, то в следующем году при должной работе он получит финансирование. Часто призом становится приглашение на международную конференцию или хакатон. Инвестиции могут быть, но обычно они незначительны.

— Почему? Неужели в Беларуси нет инвесторов, заинтересованных в развитии стартапов?

— Пока к инвестициям в стартапы большинство предпринимателей относятся настороженно. Многие считают такое вложение капитала слишком рискованным. В Беларуси пока только начинают понимать, что инвестировать в стартапы — это очень выгодно. Эту мысль подтверждают успешные сделки. Например, буквально на днях Google купила стартап AIMatter, инвесторами которого выступили Юрий Гурский и Юрий Мельничек.

Мы также вносим свой вклад: проводим мероприятия, приглашаем экспертов из Европы и России, которые наглядно демонстрируют, что венчурные инвестиции действительно очень выгодны. Сейчас проводим тренинги для потенциальных бизнес-ангелов, лоббируем внесение изменений в законодательство, которые помогут упростить работу венчурных фондов.

Будет здорово, если государство поддержит связанные со стартапами программы. Например, в Финляндии крупный акселератор Startup Sauna финансируется государством. Ребята ездят по всему миру, часто бывают в Минске, оказывают помощь стартапам. Одновременно они поддерживают имидж Финляндии, а также собирают информацию для крупных финских компаний, работают скаутами.

— По вашему мнению, какой он, белорусский участник стартапа?

— Думаю, средний возраст ребят, активно вовлеченных в стартап-движение, — 27—28 лет. Это ниже, чем в Европе или Америке. В нашей стране стараются реализоваться как можно раньше. Поэтому обычно стартапы запускают молодые люди. По сути, им нечего терять, у них нет семьи, нет обязательств. Они готовы рискнуть своим временем и ресурсами. Однако среди стартаперов редко встречаются студенты.

Обычно стартапы состоят из ребят, уже имеющих опыт работы в крупных компаниях, но уставших от корпоративного образа жизни. НаEPAMились, как мы говорим. Такие люди лучше понимают, чего они хотят, правильнее просчитывают риски, не прыгают с идеи на идею, готовы не только много общаться, но и работать, более дисциплинированны.

— Какие рекомендации вы дали бы начинающим стартапам?

— Я заметил, что белорусским стартапам не хватает открытости: они либо боятся, что их идею украдут, либо просто стесняются и тем самым ограничивают себя. Помните: если идея является частью вас, то ее можно украсть только вместе с вами. Будьте открыты, как можно больше общайтесь — так вы получите ценные советы, соберете необходимые контакты и узнаете все слабые и сильные стороны своего проекта. Учитесь общаться, рассказывать о своем детище, и тогда при должной уверенности и работоспособности ваш стартап станет успешным.

Автор статьи: Алексей Овчинников (Еженедельная аналитическая газета для деловых людей «Белорусы и рынок»)

social network